Путешествия :: США - ремонт машины, мастерские, запчасти
Наверное, одним из самых интересных, на мой взгляд, вопросов, касаемо владения машиной в США — это ремонт оной. Скажу сразу — такое бы обилие запчастей да в Россию — мечта каждого автомобилиста!
Существует как ремонт для ленивых, так и ремонт для любителей поваляться под машиной.
Для ленивых 2 варианта — мастерские от дилера или частные мастерские.
На дилерские мастерские обязан ездить чиниться/менять масло машины, взятые в лиз. Цены у диллеров, мягко говоря, зашкаливают. Я как-то уже писал о том, что стеклоподъемник на селику у диллера стоит 240 долларов, а я нашел у частника за 50. Недавно ездил к диллеру, хотел купить крышечку для колеса — у меня на дисках такая заглушка с лого Хонды. Одна была потеряна. Ну, думаю, фигли она там стоить может — пластик, 5 см в диаметре. Приехал, спросил, охренел. 54 доллара за штуку! Спасибо, не надо! Заехал в шиномонтаж, балансировал колеса, спросил, есть ли у них. Клиенты часто забывают. Вынес целую жмень, говорит — выбирай. Отдавал за просто так, но я на 3 бакса больше типов оставил, так что считаю, что купил ее за 3 доллара :)
Также к дилерам ездят на ремонт по гарантии — ну тут все как и у нас.
Когда машина не на гарантии, смысла нет переплачивать, поэтому люди ездят в обычные мастерские. Мне в этом деле повезло — мой хороший приятель работает механиком в мастерской и я езжу чиниться к нему — знаю, что карманы выворачивать не будет и говорит все как есть.
Вообще я по самоделкин :) На первой машине (сивик хэтч 94 года) водяную помпу и газораспределительный ремень менял сам, аммортизаторы передние и задние на первых 3 машинах тоже сам менял, а на сивике хэтче еще и по всей подвеске резинки поменял — пардон, не знаю как они по-русски называются :( Ну и многое по мелочи. Скажем так — все, что не требовало подъема машины на лифте — делал сам. Даже всю систему выхлопа от каталитик-конвертера и до последнего резонатора менял на домкрате :) Про звук и остальные мелочи типа подсветки салона я уже молчу.
Масло только сам ни разу не менял, так как слишком много грязи, да и масло сливать в канализацию запрещено — штраф, если соседи настучат, идет уже не на сотни, а на тысячи долларов. Кстати, красить на открытом воздухе тоже запрещено. Я в то время снимал квартиру в многоэтажном доме пополам с приятелем и мы затеяли ремонт — так я перед началом ремонта завесил всю квартиру тряпками и покрасил диски и некоторые части интерьера из баллончика :)
Поговорим про мастерские, которыми рулят русские:
Каждая мастерская имеет договор с 1-2-3 магазинами автозапчастей, в наличие имеется только всякая мелкая расходка типа масляных фильтров на основные модели машин, лампочки, всякая мелочевка типа шпилек и прочая лабуда. Все остальное — под заказ. Выглядит это так — приезжаете к ним, машину поднимают, смотрят, что полетело и говорят — стоить будет столько-то. Если вы согласны, звонок в магазин и пока с машины снимается старая запчасть, новая в течение получаса доставляется курьером. Расчет между мастерской и магазином происходит по накладным раз в неделю/2 недели/месяц — в зависимости от договоренности. Задача механика помимо починки того, что действительно сломалось, найти еще что-нибудь. Ну как и везде, в принципе :)
По ценам — на моем сивке смена масла — 37 долларов (масло и фильтр включены в стоимость) плюс тут принято механикам давать «tips» — «на чай». Обычно это 10-15% от финальной суммы. 4 года назад у меня на митсубиши эклипс пробило прокладку головки двигателя, ремонт стоил 1200 при стоимости машины 2500.
Все, что касается двигателя — очень дорого. Года 4 назад мой отец отдал свою Шеви Люмину моей кузине, и месяц назад на этой люмине тоже пробило прокладку — машина стоит долларов 500, ремонт — 1500. Машина уехала в утиль. Об этом чуть позже — это самое вкусное место для самоделкина :))
Ставил сигнализацию + автостарт на сивку — 400 стоило (работа+сама сигнализация)
Для тех, кто хочет самостоятельно заняться ремонтом, есть несколько проблем, которые нужно предварительно решить. Во-первых, заниматься «грязным» ремонтом на улице (имеется ввиду на дороге) запрещено, хотя как-то раз я видел как дядька на улице перекидывал двигло на джипе «Широком». Я ковырялся с машиной на заднем дворе у родственников. Во-вторых, инструмент. Я несколько лет назад получил на день рождения в подарок комплект на 256 инструментов — метрика и стандарт, «Craftsman» — это американская фирма, известна в Америке той фишкой, что у них пожизненная гарантия на любой инструмент. Если ломаешь ключ, идешь в любой магазин, который продает «Крафтсмэн» и бесплатно меняют на такой же или аналогичный. Я сам менял трижды — раз сломал вороток, откручивая ступицу, второй раз лопнула головка на 14 мм и третий раз мой дядя нашел трещетку сломанную — поменяли, дали новую. Чек не нужен при обмене. Так что это не рекламный трюк — проверено опытным путем :)
Набор этот до сих пор у меня, жутко его люблю. Самая большая головка на 32 мм и самая маленькая — 3,5 мм. Стандарт не использую — это для американских машин, а у меня все «японцы» были.
Кстати, интересный факт — в мастерских — как русских, так и американских, мастера работают своим инструментом или будут удерживать из зарплаты за аренду инструмента.
Купить запчасти можно как в магазине, так и по интернету. Благо, почта тут работает хорошо, но если запчасть тяжелая, то может влететь в копеечку. Например, я как-то раз покупал бампер, стоил он 80 долларов и 120 долларов перессылка.
А теперь несколько слов про так называемые junk-yards — автосвалки/развалы.
Я, честно говоря, не знаю, есть ли еще такое явление где-то кроме Америки, но видел я такое только тут. В чем смысл этих джанк-ярдов. Junk — мусор, yard — двор. Если у вас есть машина, от которой вы хотите избавиться, выкинуть в силу каких-то причин, то у вас есть 3 варианта:
— распродавать машину по частям
— продать машину, если найдется желающий
— сдать ее на джанк-ярд
Если машина приезжает на джанк-ярд своим ходом и на руках есть тайтл, хозяин может даже получить денег :) Я недавно отгонял Люмину на свалку и мне дали за нее 200 долларов.
Если же машину притащат на эвакуаторе, тут уже в зависимости от состояния — если это авто после аварии или только остов машины — за это уже могут и денег попросить за утилизацию.
В чем же смысл этих свалок помимо утилизации машин? На самом деле деньги делают не на металле, а на запчастях. Машины разбирают и раскладывают по полочкам снятые «органы». Именно на таком джанк-ярде я покупал рулевую колонку в сборе(с рулем и замком зажигания плюс пластиковый кожух), когда восстанавливал свой первый сивик после угона. Так как запчасти б/у, то и цена на них бросовая.
Вот эта запчасть стоила мне 100-ку.
У них можно купить все — от двигателя или двери в сборе до б/ушного стекла или фары. Я покупал на эклипс полностью дверь в сборе, с обшивкой и стеклом — 100-ка.
Если часто забегать к ним, можно найти и перформанс запчасти — тут как на рынке — нашел — купил :) Где-то в New Jersey, ребята рассказывали, есть джанк-ярд называется «You-pull-it»(сам-снимай). Это вообще сказка! Ситуация следующая — платим 20 долларов за вход и все, что вы можете унести в руках — включено в эту 20-ку. Запчасти на машинах, поэтому нужно приходить со своим инструментом либо арендовать инструмент на месте, но это уже дополнительные затраты. То есть если придти туда с каким-нибудь тяжелоатлетом, то реально приобрести движок за 20-ку :) Если нет желания ковыряться — тыкаешь пальцем, вам называют сумму и если устраивает, работники свалки снимут ее для вас и донесут до машины. Я, правда, так ни разу туда и не выбрался — часа полтора ехать надо.
Что же касается американских мастерских — все сложнее. У них сток запчастей больше, но часто у них все по записи. И оплата по времени, если это не смена масла. Например, приехали вы с прогоревшим глушителем, вам говорят — запчасти будут стоить, например, 100 долларов, работа займет 2 часа, час работы стоит 65 долларов. Математика проста. Если работа займет больше времени — заплатите больше, если начнете возмущаться — могут немного скинуть :) Но я лично в американские мастерские не обращаюсь, не доверяю. Все мы прекрасно знаем, что те же тормозные колодки стираются быстрее или медленнее в зависимости от стиля езды. Американцы меняют колодки по пробегу. Написано, что надо каждые 20 тыс менять колодки — через 20 тыс тыс колодки заменят. Как-то раз отец поехал к диллеру на своей Люмине, что-то там у него подтекало. Дилер сказал, что течет какая-то штуковина в бензопроводе, стоимость ее 20 долларов, поменять — 300. Там пол двигла надо было раскидать, чтобы до нее добраться. Отцу показалось это дорого и он хотел уехать, на что менеджер мастерской сказал, что он не может ему отдать машину с такой поломкой, так как это опасно и либо он чинится у них, либо вызывает эвакуатор и забирает машину эвакуатором, в противном случае он вызывает полицию. Пришлось чиниться. Не знаю, насколько эта история соответствует истине, так как меня там не было в это время. И не знаю, имел ли право менеджер так сделать или это был развод.
Всякая авто мишура существует в огромном количестве — ласпочки, вонючки в салон, коврики и тряпочки, другая авто фигня продается на любой заправке или автомойке. Также есть специализированные магазины, где можно купить запчасти и по-серьезнее. Аккумуляторы можно купить в магазине, а если нужны какие-то специализированные запчасти — можно заказать и оплатить, когда запчасть привезут. Можно заказать сразу с доставкой на дом, если есть желание.
Кстати, у диллеров тоже в основном расходка в наличие. Я заказывал на сивку обвес, 2 недели ожидания. зато родные запчасти становятся без доводки напильником, что приятно.
Это фото магазина AutoZone — люблю его :) На полках всевозможные воздушные фильтры.
Есть мастерские, которые сдают в аренду лифты. Например, хотите вы от души поковыряться в машине, договариваетесь на определенный день и время, платите почасовую оплату и вперед. Инструмент можно как свой так и взять в аренду.
В Америке, как, в принципе, и в России главное в ремонте машины — найти адекватную мастерскую. Я на чаевые не скуплюсь, потому что в следующий раз я знаю, что к моей машине будет нормальное отношение. Но нужно смотреть на самих мастеров. До того, как я познакомился с парнем, у которого я ремонтирую машины уже 5 лет, я был постоянным клиентом в другом месте. Ушел оттуда после того, как в допу пьяный механик, устанавливая рулевой наконечник, порвал пыльник, начав херачить молотком, пытаясь поставить наконечник на место. В поменять пыльник, который стоит 5 баксов — задача нетривиальная. Ну, не мне вам рассказывать :)
Кстати, еще одна причина, почему я не хожу в американские мастерские — вас не пускают к машине, пока с ней работает механик.
История, как я первый и последний раз побывал в мастерской у американцев. Поехали с приятелем в Филадельфию (1,5 часа от НЙ). на обратном пути чувствую, заднюю часть машины начинает немного кидать из стороны в сторону. Еду 40 миль — нормально, 50 и выше — кидает. Смотрю — указатель — сервисная зона с мастерской. Зашибись, думаю, щас заеду — пусть поглядят — наверное балансировка слетела. Заезжаю, говорю с манагером, рассказываю ситуацию — он говорит — нужна диагностика. Я ему — балансировку сделай и все. Нет, мы так не можем, нам нужно сделать диагностику, а вдруг это не балансировка. на секунду закралась мысля — вдруг он прав? Все-таки я не механик, а он — манагер большой сетевой мастерской.
— Ок, сколько за диагностику?
— 25. после нее скажу что не так и стоимость.
— Ладно, делай.
проходит полчаса
— Диагностика показала, что надо балансировку сделать.
— Ок, сколько за балансировку — у нас минимум оплата 25…
— Ок, делай, вариантов-то нет.
— Ок, будет готово через час
— СКОЛЬКО?????
— У нас очередь.
— Снимай машину с лифта, я поехал!
— 20 минут.
— Ок, я пока пойду поем.
Пришел через полчаса — машина не готова, начал ругаться, мол отдавай машину, у меня времени нет.
— Не можем — машина на лифте, уже колесо сняли, работа идет.
Потребовал главного — его не было на месте — дело было в воскресенье. Короче, пока туда-сюда, прошло еще минут 15 и мне выкатывают машину, мол все готово.
Я пошел смотреть что же они сделали. Вот честно — я такого еще ни разу не видел! Представьте себе с наружной стороны диска (штамповка) четверть окружности завешана грузами! Я как это увидел — реально охренел! Манагер стал объяснять, что диск восьмеркой — еще выправили баланс. Каюсь, это был первый и последний раз, когда я не оставил «на чай». Молча забрал машину и уехал. Кстати, «бить» колесо стало еще сильнее после такого «ремонта». Кое-ка добрался до города и на след. день поехал в «свою» шиномонтажку. Ребята как увидели эту кучу грузов — ржали минут 5, а когда сняли колесо — ржач затянулся еще на дольшее время. Даже сфоткали — говорят, что такого еще не видели ни разу. Внутри почти половина окружности также увешана грузами. Ребята крутанули колесо, повесили 10 грамм груз, взяли 5 баксов и отпустили с миром. Колесо бить перестало.
А я же злопамятный — нашел по справочнику ту мастерскую, позвонил, добился разговора со старшим манагером, накапал ему на того манагера и механика, обещали разобраться. Потом нашел головной сайт этой конторы и отправил им кляузу по ё-мылу. В Америке, в отличие от России, на такие вещи обращают внимание, если жалоба адекватна. Очень жалею, что не сохранил той фотки колеса :)
Что же касается «жестяного» ремонта (покраска/рихтовка). Как выразился один мой знакомый — в Америке ремонт называется «фигурная лепка» — закидываем шпатлевкой и отсекаем все лишнее. Когда я купил селику, не обратил внимания, потом мне показали, что к переднему левому крылу магнит не лип вообще :) В дилерских сервисах если ведет раму — списывают машину, а наши, русские мастерские, берутся вытягивать. А жаль, что берутся — до ума не доводят, потом либо резину жрет, либо боком ездит :) Даже как-то раз видел в одной мастерской видел машину, которую варили из двух.
3.01.2011 12:56
Статья открыта